Суббота, 22.09.2018, 16:57
Приветствую Вас, Гость | RSS
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Вьет-Во-Дао


Вьетводао


Мифологическое сознание людей соотносило возникновение боевых искусств с предысторией своего народа, что придавало им оттенок святости, значительно повышало не только их прикладную ценность, но и внутреннее ритуальное содержание. В первые века нашей эры был широко распространен боевой танец, во время исполнения которого демонстрировались основные приемы владения мечом, копьем, трезубцем, боя без оружия. Танец исполнялся исключительно профессиональными воинами и служил особым видом их тренировки. Представители вьетнамской аристократии наряду с искусством каллиграфии и стихосложения, изучением истории и философии должны были овладеть искусством боя на топорах, палках, с копьем, уметь стрелять из лука. Приемы боя с пикой изучались только высшими военными чинами и придворными вельможами. Вьетнамская культура с древних времен находилась под сильным влиянием китайской культуры. Вплоть до Х века Северный Вьетнам формально входил в Китайскую империю, и только в 968 году было провозглашено собственно вьетнамское государство Дайвъет. Многие философско-религиозные течения, которые зародились или получили распространение в Китае,- конфуцианство, легизм, буддизм, даосизм - проникали во Вьетнам. Вместе с проникновением философских доктрин, связанных с ними культовых обрядов распространялись и многие стили китайского у-шу, в основном шаолинь-цюань, ряд направлений южных школ провинций Фуцзиянь и Хунанъ. Большинство китайских стилей того периода уже оформились в сравнительно стройные системы, а местные зачастую представляли собой лишь набор приемов. Внутренняя стройность китайских стилей позволила им сохраниться на многие столетия и в конечном итоге вобрать в себя собственно вьетнамские стили. Главной причиной этого следует считать то, что система китайского у-шу состояла из глубоко продуманной организации школ, где ни одна крупица знаний не исчезала бесследно, а передавалась от учителя ученикам. Проникновение у-шу во Вьетнам представляло длительный и многоступенчатый процесс. Он был связан прежде всего с распространением чань-буддизма (вьетнамск. тхиен). Первым проповедником тхиен считался Винитаручи (вьетнамск. Тинидалыути), прошедший школу у третьего китайского патриарха Сэн-Цаня. В 580 году Винитаручи прибыл во Вьетнам и поселился в провинции Хадонг. Монашеское братство было поражено стройностью и эстетической легкостью учения. Именно проповедникам тхиен история приписывает распространение первых стилей китайского у-шу во Вьетнаме, в том числе одного из базовых стилей шаолиньского направления "Восемнадцать рук архатов". Этот комплекс, состоящий из восемнадцати базовых приемов, был поделен на "малое учение", включающее восемь движений, и "большое учение", состоящее из десяти основных приемов. Сохранившиеся династийные хроники не подтверждают этой легенды. Однако достоверно и то, что чаньские монахи снискали себе всеобщее уважение и славу не только глубиной религиозных и философских познаний, но и великолепным владением монашеским посохом в качестве оружия, умением противостоять без оружия нескольким соперникам. Постепенно под китайским влиянием и во Вьетнаме возникает культ первоучителя - основателя школы, создаются первые трактаты по боевым искусствам - во дао. Обучение строилось на основе тхао к ю е н - формализованных упражнений, включающих отработку принципов и приемов школы. Философскую основу, так же как и в китайском у-шу, составляло учение о трансформации двух взаимопротивоположных и взаимодополняющих начал: отрицательного, темного, женского - инь и положительного, светлого, мужского - я н. Преподавание боевых искусств велось в закрытых школах. Поступить в них можно было только после длительного и сложного экзамена. Однако существовали и общедоступные школы, где не раскрывались все тонкости и тайны боевого искусства, не затрагивались философские аспекты учения, а изучался лишь комплекс тхао кюен. С распространением во Вьетнаме конфуцианства, главенствующей морально-этической и полити-ческой доктрины, и буддизма боевые искусства все больше приобретают светский характер (по образу Китайской империи). Владение боевыми приемами считалось доблестью и могло даже обеспечить продвижение по служебной лестнице. Во времена династии Чан (1225-1400) военизированная подготовка становится обязательной для всех чиновников, состоящих на государственной службе. При знаменитом императоре К у ан Ч у н ге, покро-вителе литературы и боевых искусств (1788- 1792), была основана Академия боевых искусств - "З я н г В о Донг", где слушатели проходили обязательное воинское обучение. Создается даже специальный "докторат" боевых искусств. Соискателю придворной степени надлежало выдержать сложный многоступенчатый экзамен. Помимо знания канонических текстов от него требовалось продемонстрировать хорошую физическую подготовку, владение оружием и приемами без него. Чем выше степень, тем сложнее был экзамен. Упражнения включали поднятие тяжелых треножников, приемы с алебардой, весившей около 30 килограммов, претенденты должны были уметь разбивать камни ударами кулака. Многие элементы этой экзаменационной системы с небольшими изменениями дошли до XIX века, а окончательно подобные испыта-ния были отменены лишь в 1954 году. В основных чертах организация боевых искусств во Вьетнаме была схожа с китайской и формиролалась под ее влиянием. Как и в Поднебесной империи, она разделялась на элитарно-имперский и "народный" уровни. "Народный" уровень был в основном представлен тайными обществами, ряд из которых имел в своей основе китайские корни. Например, после разгрома в Китае большого восстания тайпинов в 1867 году один из отрядов - "Черные флаги", спасаясь от преследований, перешел на территорию Вьетнама, где оставался более 20 лет. Бойцы этого отряда отличались необычайной силой и умением в боевых искусствах. Вьетнамские власти неоднократно привлекали их для проведения карательных операций против "разбойников" в горных районах Северного Вьетнама. Во время вьетнамского восстания под предводительством братьев Тэйшон против французских колонизаторов был принят "Канон боевого искусства". Согласно ему идеальными чертами бойца-тэйшона считались правдивость, справедливость, благородство, отвага. В обязанность каждого тэйшона вменялось изучение боевых искусств, что позволяло, как определял "Канон", не только достичь совершенства в бою, но и постичь Высшее искусство как внутреннее прозрение истины - ко н-ф у (китайск. г у нфу). Тэйшоны были действительно отличными бойцами. Техника их боя основывалась на нанесении ряда отвлекающих ударов руками с последующим завершением боя в свою пользу одним-двумя ударами ног. Правило тэйшонов гласило: "Атакуя, наноси удары в корпус и живот противника. Защищаясь и отступая, бей по рукам и ногам". Используя эту тактику, они могли противостоять нескольким вооруженным противникам. Именно среди тэйшонов получили развитие многие приемы боя с клевцами, железными хлыстами, цепью, то есть с предметами, ранее не употреблявшимися в армии. Много времени отводилось на совершенствование техники метания различных мелких предметов - а м к и х и, причем бросать в противника можно было, казалось бы, самые безобидные предметы - монеты, мелкие камушки, палочки для еды и т. д. На основе методов китайской дыхательно-медитативной гимнастики - ц и г у н, широко применявшейся в у-шу, подобные системы родились и во Вьетнаме. Например, зыонгшинь включала дыхательные упражнения, массаж, составление и использование различных бальзамов для укрепления тела и успокоения духа и преследовала чисто оздоровительные цели. Другие же, так называемые жесткие системы укрепляли тело до такой степени, что бойцы безболезненно принимали на себя удары меча, копья; руками разбивали камни. Встречались люди, которые могли "изменять" вес собственного тела, и тогда даже шесть человек были не в силах сдвинуть такого мастера с места. На тактику боевых искусств Вьетнама во многом оказали влияние и физические кондиции населе-ния, Небольшой рост, легкость, подвижность сочетались со стремительным нападением и отходами. Мышечная сила заменялась резкостью и скоростью нападения, а мощный импульс энергии, вложенной в удар, нацеленный в жизненно важные точки, обеспечивал победу. Восточная медицина всегда много внимания уделяла жизненно важным точкам на теле человека. Таким же знанием обладали и самые искусные бойцы. Ведь достаточно было одного точного удара, и схватка решалась в твою пользу. Например, в системе "К им ке" ("Желтый пе-тух") бойцы наносили удары "лапами петуха" - согнутыми во вторых фалангах пальцами, целясь в глаза и горло противника. Применялись также удары ногами в ноги, с тем чтобы лишить соперника возможности быстро передвигаться. Эта система была создана одним из руководителей восстания тэйшонов - Н гу е н Л ы. Широко распространенная в народе, она представляла чисто боевую систему и не включала изучение каких-либо философских доктрин. Вместе с подобными боевыми системами существовали и другие - демонстрационные. Здесь многие боевые движения приобретали зрелищный характер, их показывали во время народных и храмовых праздников. Бойцы во-дао часто используют блоки предплечьями, создавая "мертвую зону" перед телом. Однако она неудобна для нанесения ударов ногами в верхнюю часть тела противника, поэтому удары ногами наносят в ноги и пах противоборствующей стороны, предварительно замаскировав их вращениями рук. К 30-м годам XX века во Вьетнаме существо-вало около 20 школ боевых искусств: Т э и Ш о н нян ("Дикий гусь Западной горы"), Док Нян ("Од но глазый"), С а Лонг Конг ("Мастерство песчаного Дракона"), Бак шон ("С е ее рная гор а"), В о-Л а к-х о н г, В о-т ха й-Б и нь, Х а н б а и и др. Учитель занимался с группой не более 4 человек и обучал каждого около 10 лет. В первый год изучались стойки, во второй - передвижения, в третий - удары руками и г. д. На девятом-десятом году обучения мастер раскрывал ученикам секреты техники боя с оружием и способы медитации. После столь длительной подготовки ученики могли сражаться в полный контакт даже в тренировочных поединках. Свой современный вид вьетводао приобрело в 30-х годах XX века. В каждом уезде существовали различные школы, а в деревнях в ярмарочные и праздничные дни устраивались поединки сильнейших бойцов. Однако долгая французская колонизация Вьетнама препятствовала систематизации и более широкому распространению этого боевого искусства. Основателем вьетводао, сыгравшим значительную роль в возрождении его традиций, принято считать потомственного бойца Нгуен Лока (1912- 1938), выходца из провинции Шонтэй (ныне пригород Ханоя), которая издавна славилась мастерами вьетводао. Именно здесь родился национальный герой Ф у н г Х у н г - руководитель народного восстания. В одной из многочисленных легенд о нем утверждается, что он сумел без оружия одолеть тигра, проявив исключительную силу духа, используя знания боевой техники. Справедливости ради отметим, что подобные легенды рассказываются о всех мастерах боевых искусств. Видимо, в древневосточной мифологии схватка с тигром служила доказательством преимуществ техники того или иного стиля. Одолеть такого сильного и коварного зверя можно было, обладая поистине совершенной техникой, проявляя недюжинную силу и храбрость, что закладывалось в школах боевых искусств. Нгуен Лок был не только блестящим знатоком вьетводао, но и хорошо образованным человеком. Он быстро завоевал уважение среди своих сверстников, а пожилые люди почтительно именовали его "во ши" - "учитель боевого искусства". Создав тайную школу, Нгуен Лок стал преподавать некий комплексный стиль боевого единоборства. Впоследствии этот стиль послужил прообразом нового воинского искусства - вовинам. Наставник считал, что подобная подготовка, воспитывая национальную гордость вьетнамцев, может служить оружием в борьбе с французскими колонизаторами. Годом рождения вовинам принято считать 1938 год. В этот год были организованы первые курсы вовинам, определены цели и задачи нового стиля, установлены правила, разработаны форма для бойцов и 10 заповедей для старательных учеников. Строго говоря, вовинам нельзя считать новым боевым искусством. Во многом это - творческий синтез различных стилей и отдельных методов вьетводао. Даже знаменитые заповеди так или иначе повторяли традиционные советы старых мастеров. Первое время в школах вовинам сохранялись древние правила зачисления. Для этого следовало соответствовать ряду требований: во-первых, происходить из благородной и честной семьи; во-вторых, быть лично представленным учителю; в-третьих, пройти специальное испытание, которое каждый раз менялось. К 1945 году школы вовинам открылись в провинциях Северного и Центрального Вьетнама. Бережно охраняя традиции, представители боевого искусства вовинам особое внимание уделяли старым методам постижения боевых искусств. Первоначально отрабатывались двенадцать основных пози-ций: четыре высокие, четыре средние и четыре низкие. При этом сохранялись и древние названия стоек. Например, "Всадник", "Лук и стрела", "Кот", "Склонившийся к земле тигр", "Иволга улетает от вод ы","Дьявол останавливает луну". Многие названия повторяют наименования китайских позиций в у-шу. Родство между этими системами видно и в формах обучения. Так, все технические действия объединяются в комплексы тхао кюен. Однако, если раньше они изучались лишь на достаточно высоком уровне мастерства, так как сочетали в себе технику боя, сложные способы дыхания и психических концентраций, то в настоящее время они могли выполняться уже на первом году обучения. Естественно, что простота и доступность обучения привлекли немало новых учеников в школы вовинам. Но это во многом "размывает" начальный смысл самого учения, которое сводится к постепенному, шаг за шагом, ступень за ступенью, овладению мастерством и направлено на достижение совершенства. Помимо комплексов тхао кюен современное обучение вовинам включает освоение одиночных и парных приемов, комбинаций и, наконец, свободный поединок. Некоторым соревнованиям предшествует испытание на разбивание твердых предметов (мань конг). Многие стили вовинам комплексного характера заимствуют приемы из других школ, издавна существовавших в различных провинциях страны. Например, "Черный дракон чистит землю", пришел из школы Тэйшондо в провинции Нгиабинь, "Прогнать облако" - из школы провинции Тиензянг, "Рыбалок" - из школы района Хокмон. Современные вьетнамские боевые искусства - это причудливое переплетение местных и привнесенных видов единоборств. Нередко на стадионе можно одновременно наблюдать тренировки по у-шу, каратэ, таэквондо, вовинам. Есть и такие разделы вьетводао, секреты которых хранятся в тайне и преподаются лишь специальным армейским подразделениям. Кстати, во времена американской агрессии эти подразделения легко расправлялись со знаменитыми "зелеными беретами". Существуют и такие, которые до настоящего времени не вышли из стен закрытых школ, где строго охраняются традиции и секреты своего боевого стиля. Традиционно во Вьетнаме не было системы градации мастерства. Существовали лишь учитель и ученик. Вместе с тем учитель сам оставался вечным учеником, что и было залогом постоянного совершенствования. Вся формализация в духовном и техническом росте, как считалось ранее, лишь замутняла разум, мешала продвижению к познанию и совершенству. Но время диктовало свои условия. Распространение вьетводао в мире потребовало введения рангов мастерства. По типу каратэ была принята система поясов.Желтый пояс символизирует начальную ступень. Его цвет означает, что боевое искусство "вошло в кожу" ученика. Вторая ступень-красный пояс, который получали примерно после 12 лет обучения. Он означает, что боевое искусство "вошло в кровь". Высшая степень-белый пояс. Боевое искусство "дошло до костей". В ряде школ действовала другая классификация мастерства. Наиболее распространенной считается та, которую создал легендарный Нгуен Лок: - синий пояс с одной, двумя, тремя полосками. Чтобы его получить, требуется около 5 лет занятий; - желтый пояс с таким же количеством полосок (соответствует примерно Первому дану каратэ). Пятнадцать лет упорных тренировок и занятий требуется, чтобы достичь этого уровня мастерства; - красный пояс (соответствует Пятому дану каратэ). Он вручается самым известным мастерам стиля в 50 лет; - белый пояс. Им обладают только руководители школы. Система вовинам завоевала огромную популярность не только у себя в стране. В настоящее время существует более тридцати национальных ассоциаций вьетводао. Наиболее крупные - во Франции и Италии. Создана и Международная ассоциация вьетводао.
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930