
ИСТОРИЯ БОРЬБЫ НЯТ-НАМ
Родиной школы Нят-Нам являются земли Тяу-хоан и Тяу-ай, история которых неразрывно связана с историей развития всего вьетнамского народа. Трудности исторического пути не позволяют точно определить время зарождения этой борьбы и имя первого основателя школы Нят-Нам, впрочем, то же можно сказать и о других достояниях вьетнамской культуры: куан-хо, туонг, тьео (народная музыка), народное изобразительное искусство - хотя они и появились в историческом смысле относительно недавно, шесть-семь веков назад. Искусство борьбы занимает в этом ряду особое место, так как в условиях слаборазвитого оружия умение защищаться в любых обстоятельствах было необходимо для выживания нации. Наши предки учили своих детей быть смелыми, решительными, прежде всего думать об интересах Родины и своего народа. Поэтому уже в древности искусство борьбы стало лучшим средством для воспитания физически и духовно здорового человека. Можно сказать, что изучение искусство борьбы стало неотъемлемой частью жизни многих и многих вьетнамцев, поднимая их до высших духовных ступеней. Школа Нят-Нам является одной из древних традиционных школ Вьетнама. Она имеет четкую организационную структуру с большим количеством мастеров, владеющих всеми видами упражнений Куен (Тао) как с оружием, так и без него, а также внешними и внутренними стилями. Поколение за поколением наши предки создавали систему упражнений, основанную на простых, но рациональных принципах, учитывающих психофизические особенности человека, механизм движения системы его мышц, связок, суставов. Эти упражнения просты, но в то же время совершенны. Они включают в себя отточенные, научно обоснованные элементы движений, позволяют использовать в своих интересах силы противника, рационально мобилизовать силы своего организма и отдельных его частей для проведения атаки или защиты. Тренирующиеся в кратчайшие сроки добиваются желаемых результатов: решительности характера, правильного мышления, быстроты реакции, свободных, естественных и точных движений. Школа Нят-Нам имеет множество специфических Куен для отработки различной техники, например: Тай-са - "рука-змея", Тай-чао - "рука - тигриная лапа", Тай-дао - "рука-меч" и т.д. Особую специфику имеют Куэн высоких ступеней мастерства, например: Ма-куен - "призрачное ю", Ао-куен - "мнимое Тао", Хоа-куен - "цветущий Тао", в которых скрыты от непосвященных оригинальные тактические приемы, придуманные и отработанные в течение долгих лет нашими учителями - хранителями школы Нят-Нам. Каждый комплекс (Куен) содержит от 100 до 200 фрагментов (Тхыков), которые в свою очередь включают в себя несколько движений, ударов или приемов. Оружие в школе Нят-Нам рассматривается как средство удлинения рук, делающее их более жесткими, острыми и подвижными. Наши мастера умеют сочетать специфику различных Куен с преимуществами того или иного вида оружия. Они создали следующие виды Куен с оружием: Ма-кием, Хоа-кон, Лой-кон, Ву-тян-кием, Тхиет-кон и др. Школа обладает богатым набором упражнений, выполняемых с различным видом оружия, например: девять Куен с мечом, девять Куен с палкой, пять с топором, и, кроме того, у школы есть оригинальный вид оружия, именуемый "Лента". Это действительно лента, изготовленная из куска специального шелка длиной от одного до трех метров с вшитыми на концах тяжелыми и твёрдыми предметами, позволяющими легко наносить неожиданные быстрые удары или парировать оружие противника. "Лента" - особенно удобное и скрытое оружие.
ДРЕВНЕЕ УЧЕНИЕ
Отличительные особенности борьбы Нят-Нам проявляются в философском учении, выражающем сложившиеся веками методологические принципы: добиваться качества, не гнаться за количеством; понимать многое, отрабатывать конкретное; постигать суть, а не форму, овладевая формой, помнить, что оболочка - лишь вместилище ядра; воля и дух нужнее рассуждений; сознание рождает действие. Именно поэтому в защите или в атаке бойцы Нят-Нам используют "качество против количества", "ловкость против силы", "осторожность против риска". Следуя глубокому пониманию этих принципов, в тренировках боец должен уделять внимание всем разделам техники - от ударов руками и ногами до техники перемещения, от техники тренировки в паре до тактических решений и т.д. И все это для того, чтобы достигнуть степени Ку-ен-биен, Тхан-куен (высочайшего мастерства), при котором один прием содержит в себе тысячи других, а тысячи приемов могут быть сведены к одному. На таком уровне уже нет различия между атакой и защитой, мягкостью и жесткостью, потому что каждое движение изначально уже включает в себя эти качества.
Главным для школы Нят-Нам, в первую очередь, всегда была эффективность приемов, когда теряет смысл деление их на плохие и хорошие, поскольку любой из них включает в себя и сильные, и слабые стороны. Гораздо важнее понять, как их использовать, в какой момент и с какой дистанции. Как следует из вышесказанного, тренировки Нят-Нам проводятся на основании следующих методологических способов: сначала закали волю и дух, потом учись мастерству; сначала научись сознавать, потом действовать; чтобы защищаться, надо хорошо понимать атаку; чтобы атаковать, надо уметь хорошо защищаться; умение защищаться и атаковать - гарантия победы. Занятия в школе Нят-Нам строятся по обширной, научно обоснованной системе упражнений, следующих друг за другом по принципу нарастающей сложности, с учетом постоянной отработки каждого приема, от его выполнения "начерно" до свободного владения им, и, наконец, до тех вершин, когда сознание и тело слиты воедино. Ниже более подробно изложены основные принципы и методы древнего учения.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Добиваться качества, не гнаться за количеством. Этот принцип предполагает постижение самой сути учения, как говорится; "копаешь долго - найдешь многое", "прочно закладывать - крепко стоять", то есть ничего не делать наспех, напоказ, хвастая количеством сделанного. Изучение борьбы требует глубокого понимания сущности каждого движения, приема до тех пор, пока они не станут простыми: "есть, но нет; нет, но есть".
Учителя часто рассказывают такую историю:
"Один юноша отправился на поиски учителя боевых искусств. Встретив мастера, известного своим талантом и знанием особых приемов, он обратился к нему с просьбой:
- Учитель, прошу вас принять меня в ученики на три года.
- Нет, - ответил холодно учитель, - я не буду тебя учить.
- Учитель, возьмите меня в ученики на десять лет.
- Нет.
- Тогда возьмите меня учеником на всю жизнь.
- Хорошо, я возьму тебя, сынок, - согласился учитель".
Смысл: если решил что-то изучить, не спеши ("торопливость бесплодна"), будь терпелив, уйди с головой в учебу, забудь о времени, отданном учебе, но днем и ночью думай о своем предмете, чтобы мысль о нем стала твоей второй натурой. Нередко горячее желание поскорей овладеть мастерством мешает ученику добиться успеха. Понятно, почему мастера боевых искусств не берут в ученики нетерпеливых, торопящихся быстрее добиться цели, не учитывая своих возможностей.
Рассказывают учителя и другую историю:
"Ползла как-то многоножка по земле, быстро-быстро перебирая своими многочисленными ножками. Увидел ее червяк и, поздоровавшись, воскликнул:
- Вот это да! Иметь столько ног, так быстро шагать и не запутаться. Ты просто молодчина!
Никогда еще не приходилось многоножке слышать таких похвал в свой адрес, и ей, разумеется, было очень приятно.
- И то правда, - подумала она, - ведь у меня с обеих сторон по доброй сотне ног, а я свободно управляю ими.
Она повернула голову к червяку и проговорила:
- А ты знаешь, почему мне удается шагать сразу всеми ножками? И, не дожидаясь ответа, принялась объяснять:
- Сделаю шаг первой ножкой справа и сразу же делаю шаг первой ножкой слева - говорила многоножка и показывала червяку, как это делается. Вначале все шло гладко, но через некоторое время все вокруг перепуталось - передняя ножка, задняя ножка, седьмая ножка справа, восьмая ножка слева. Все ножки стали почему-то налезать друг на друга, цепляться одна за другую, и многоножка завалилась на бок". Ничто не сравнится с той естественностью, которая появляется на вершинах мастерства. Многоножка могла управлять всеми своими ножками только тогда, когда она делала это естественно, не задумываясь, поскольку это было ее врожденной способностью. Именно этого и следует добиваться, занимаясь боевым искусством, добиваться в борьбе той высшей способности, когда руки и ноги становятся вашим послушным орудием, как бы продолжением вашей воли. Такая способность есть не что иное, как условная реакция, доведенная систематическими тренировками до степени инстинкта. На начальных этапах изучения Куен следует внимательно следить за собой и подправлять каждое неверное движение: следить, например, как распределена тяжесть тела в той или иной стойке, каково положение рук, как и в каком направлении перемещаются ноги, какой длины должен быть шаг и т.д. Таким образом, постоянно обдумывая и много раз повторяя каждое упражнение, можно добиться истинного совершенства в их выполнении.
Можно, правда, заучивать комплексы упражнений и по-другому - бездумно повторяя их бесчисленное число раз, добиваясь безошибочного выполнения от начала до конца. Однако, заучив хоть сотню комплексов таким способом, вы едва ли сможете применить их в реальной боевой ситуации.
Школа Нят-Нам имеет много особенных и оригинальных Куен, каждый из которых содержит многовековой, добытый потом и кровью творческий опыт наших предков. В каждом приеме есть твердое и мягкое, напряженное и расслабленное, пустое и полное, высокое и низкое, дальнее и близкое, подвижное и неподвижное, действительное и мнимое. В природе не существует покоя, нет определенности и трудно предугадать возможные изменения в ней. Так же и в бою. Необходимо овладевать каждым приемом так, чтобы им можно было отразить сотни других. Таков смысл принципа: "Добиваться качества, не гнаться за количеством".
Понимать многое, отрабатывать конкретное.
Мастера говорят: "Все в мире имеет предел: и жизнь человека и силы человека. Человеку и 300 лет было бы мало, чтобы достичь истинного мастерства". Значит ли это, что мастера - пессимисты? Нет. В этих словах таится глубокий смысл. Человеку недостаточно одного лишь желания трудиться для познания истины. Он должен максимально сосредоточить свои силы и направить их в нужное русло. Чтобы достичь вершины, нужно правильно выбрать путь и разумно расходовать силы. Тот, кто стремится узнать как можно больше без желания постичь глубину знаний, не достигает вершины познания. Народная мудрость гласит: "Спеши медленно". Один ученик много лет упорно учился у мастеров искусству борьбы. Однажды он решил, что достиг вершины мастерства, и отразился путешествовать, чтобы найти себе равных и испытать себя. Странствуя, он встретил в лесу старика. Тот сосредоточенно бил руками по дереву, то ускоряя удары, то замедляя их, то усиливая, то ослабляя. Юноша удивился и, подойдя ближе, спросил: "Дедушка, это у Вас тренировка? Чему Вы так можете научиться?" Старик, не обращая внимания на парня и не прекращая удары, спокойно ответил: "Мастерству". Юноша обрадовался. Так радуются, когда находят диковинный алмаз. Он сказал: "Остановитесь на минуту и испытайте свое мастерство в поединке со мной". "Хорошо", - ответил старик. Оба бойца заняли боевые позиции. Старик стоял прямо и уверенно, как старый дуб. Молодой человек маневрировал, демонстрируя отточенную технику движений, меняя стойки. "Я начинаю! " - предупредил старик и после этого молниеносным ударом кулака в грудь сбил молодого человека на землю. Юноша, очнувшись, поднялся на ноги, но снова был сбит уже более легким ударом в голову. После этого старик вернулся к дереву и продолжал тренировку, как будто ничего не произошло. После второго удара молодой человек встал и с уважением спросил, как ученик учителя: "Дедушка, простите, можно ли задать один вопрос?" "Пожалуйста", - ответил тот. "Какую технику Вы применили в поединке со мной?" Старик засмеялся и сказал: "Ничего особенного я не применял. Все просто. Я долго тренирую удар, и он становится сильным и быстрым". Истина всегда проста.
Чтобы обрести мастерство, надо идти от простого к сложному. В сложном надо уметь найти простое, а в простом - сложное. Чтобы овладеть искусством борьбы, необходимо тщательно и многократно отрабатывать множество приемов, изучить и хорошие и плохие стороны каждого из них. При этом каждый занимающийся должен выбрать наиболее приемлемую для себя технику ведения боя, добиться ее понимания и отточенности исполнения.
Молодой человек стремился узнать как можно больше, но не познал глубины изучаемого, а старик тренировал каждый составной элемент, обдумывал его до тонкостей.
Чтобы достичь мастерства, необходимо из огромного объема знаний уметь выбрать свое: свою тактику боя, свой каскад приемов. То есть то, что соответствует вашим силам и способностям. Долгая и упорная работа над ними позволит вам обрести себя, преодолеть себя, свои слабости, овладеть истинным мастерством.
Когда вы сталкиваетесь в боевой ситуации с более сильным противником, используйте принцип: "Понять сложное - применить простое". Это поможет вам легко разобраться в сложном каскаде приемов соперника и применить в ответ обдуманный, наиболее эффективный, тщательно изученный прием. В боевой ситуации силу побеждают ловкостью, осторожностью, точностью и хладнокровием.
Постигать суть, а не форму, овладевая формой, помнить: скорлупа - лишь вместилище ядра. В древности говорили: "Корни растят крону", или "Лучше добротный материал, чем красивая раскраска". Эти выражения имеют глубокий смысл в обучении борьбе и оценке уровня мастерства учеников, каждый из которых должен прочно усвоить преподносимые для него знания. Любое мгновение может принести победу или поражение, а значит, никому и никогда не позволяется допускать в малейшей ошибки в нападении или защите. Мне хорошо запомнился рассказ учителя: "Какой-то гончар - подмастерье, будучи увлечен красотой своих кувшинов, отделал и разрисовал их так, что даже донца не оставил без раскраски. Но, к сожалению, он не придал должного внимания глине, и, когда доставил их в раскаленную печь для обжига, все кувшины потрескались и пропали". То же и в занятиях боевым искусством: если боец заботится только о красоте поз и стоек, он уподобляется этому гончару. Вышеуказанный принцип советует бойцу, сознавая смысл действий, одновременно обращать внимание на отработку приемов. Если нас не слушаются руки и ноги, то как бы хороши не были наши замыслы, мы никогда не сможем победить даже малоопытного противника. Прежде, чем строить водохранилище, заботятся об источниках воды, способных наполнить его. Поднявшись, эта вода, при умелом управлении, способна выполнять самую неимоверную работу. Ее можно пустить и небольшой речушкой, и грандиозным потоком. Мастер борьбы - это тот, кто умеет правильно накапливать и распределять свои силы, кто может направить их поток в нужное место, и тогда, подобно водопаду, они способны увлечь за собой камни.
Сознание рождает действие.
Уже в древние времена борьба являлась не только методом физической закалки тела, не только способом наращивания силы рук и ног, но и способом воспитания Воли, помогающей обрести свое Дао для достижения совершенства. Желающий быть героем в настоящем смысле должен иметь такие качества, как ум и мужество, он должен быть отличным бойцом и, одновременно, поэтом, его отличное знание искусства борьбы должно непременно сочетаться с волей и решительностью. "Сознание рождает действие" - основной принцип, согласно которому уровень действия соответствует уровню нашего сознания. Ум, наблюдательность, способность к анализу своих действий - вот три качества, необходимые "Стремящемуся" для достижения цели своей жизни.
"У одного известного учителя было много учеников. Среди них был один ученик, который по прошествии некоторого времени решил, что уже научился всему у своего учителя и попросил разрешения отправиться на поиски нового учителя, чтобы обрести знания нового мастерства. Спустя 15 лет он вернулся к своему старому учителю и сказал:
- Учитель! С тех пор, как я Вас покинул, я достиг высокого мастерства.
- Я рад за тебя. Как называется твое мастерство?
- Учитель! Я могу ходить по воде без всяких предметов.
- Боже мой! То, на что ты потерял 15 лет, я и твои друзья можем делать сразу, и не потеряли на это ни одной секунды.
Ученик не поверил словам учителя, и тот, чтобы убедить его, привел своих учеников к реке и подозвал лодочника, который и перевез их всех на другую сторону. После этого старый учитель сказал:
- Видите! Знание - это море, и если не сделать правильный выбор Пути, то и тысячи лет не хватит, чтобы постичь его. Поэтому скажите мне, если вы на своем Дао будете полагаться на волю случая, сколько десятков тысячелетий вами потратятся?"
А вот другой рассказ:
"Один учитель был очень известным мастером в искусстве написания иероглифов. Написанные им слова отличались красотой и легкостью. Однажды приехал к нему в гости поклонник этого искусства и подарил 100 лоскутов парчи с просьбой написать в качестве ответного подарка одно слово. Учитель, обрадовавшись, сразу же захотел показать свой талант перед незнакомцем и своими учениками и приказал им приготовить все необходимое. После того, как все было готово, он приступил к делу. Учитель поднимал и опускал руки, делал роскошные движения, чтобы написать слово, показывающее его мастерство, но из-за того, что внутри у него горело только желание похвастаться, первые черты получились твердые и некрасивые. Недовольный, он взял другие лоскуты и стал писать другие слова, но чем больше старался, тем хуже получалось. С каждым разом он все больше и больше терялся перед гостем и учениками. Много десятков лоскутов парчи исписал учитель, но ничего не получалось. Незнакомец и ученики поняли трудное положение учителя и медленно покинули комнату, оставив его наедине с разбросанными неудачными лоскутами. Благодаря тишине, учитель понял свою ошибку и спокойно написал на единственном оставшемся лоскуте парчи слово "Удача". Это было самое красивое и самое живое слово в его жизни". Вначале учитель неудачно писал слова потому, что его душа была неспокойна, а голова занята множеством мыслей. Он спешил показать себя. Когда же, в конце, он успокоился, забыл свое "Я", то успех не заставил себя долго ждать. Успех всегда сопутствует спокойной душе и просветленному разуму. Каждая настоящая школа борьбы требует от своих бойцов, кроме физических качеств, утонченности чувств, хорошей памяти и разумных рассуждений.
Нят-Нам - одна из таких школ. Поэтому все приемы, содержащие элементы и атаки и защиты, были построены, основываясь на рациональности и простоте. Каждое движение в наших приемах должно быть правильно понято и осознано, чтобы его можно было правильно применить в конкретной ситуации. Наша школа не считает, что учить приемы или Куэн - это самое главное дело, или отрабатывать те же приемы до автоматизма всю жизнь. Мы считаем, что приемы и до автоматизма отработанные упражнения, есть средство для прохождения первого этапа обучения. Они образуют основу для дальнейшего развития.
В бою Нят-Нам использует ловкость против силы, качество против количества. Тактика школы основана на понимании того, что подвижность постоянно претерпевает различные превращения, неподвижность - инертна, труднее парировать подвижность, легко справиться с инертным противником. Вот почему ваша тактика построена на применении активных контратак, а не пассивной зашиты. Это требует от бойцов быстрой реакции, исходящей от их чувствительности и ума. Нельзя не учиться головой. Только таким образом движение может слиться с сознанием и стать его продолжением в единстве.
Воля и дух нужнее рассуждения.
Школа Нят-Нам придает особенно важное значение интеллектуальному развитию своих учеников. Кроме напряженных физических тренировок процесс обучения затрагивает и такие области знания, как психология, анатомия, физиология человека и др. Каждый ученик, желающий добиться успеха, должен постоянно работать над собой, усваивая эти науки. Принцип "Воля и дух нужнее рассуждения" он ставит на первое место в работе. Это, безусловно, не значит, что способность мыслить правильно отодвигается на второй план, что на нее не нужно обращать внимания. Смысл этого принципа в том, что даже самый светлый ум, способный во всех подробностях усваивать науки, не поможет достичь совершенства, если не подкреплен такими качествами, как воля и дух. Недаром говорят: "собираешь долго - набьешь полную корзину" или "капля за каплей - и кувшин полон". Всем, наверное, известен рассказ о том, как на соревнованиях по бегу упорная черепаха победила хвастливого зайца. Тот же смысл содержит в себе и другой рассказ:
"Как-то музыкант хвалился перед толпой учеников своей игрой и вдруг заметил керосинщика, который проходил мимо с отсутствующим взглядом, словно бы таланта музыканта для него и не существовало. Почувствовав себя уязвленным, музыкант встал на пути керосинщика и, возвысив голос, сказал:
- А у тебя, старик, видно и вправду есть талант, если так позволяешь себе насмехаться над другими?
- Какое там! Я просто керосинщик, продаю керосин. Самый обыкновенный человек. Разве что керосин умею разливать осторожно, - отвечал спокойно старик. Музыкант и его ученики громко расхохотались.
- А ну-ка, покажи нам, как ты это делаешь. Тоже ведь талант.
Старик молча достал из кармана монету с небольшим отверстием посередине, тщательно оттер ее от пыли, наложил на высокое горлышко бидона и, высоко подняв бак с керосином, стал наливать в бидон тонкой струйкой керосин, который равномерно, минута за минутой, тек через отверстие монеты, пока бидон не заполнился. И ни одной капли не упало на землю".
Так, благодаря упорству и любви к своему делу, керосинщик достиг высочайшей ступени мастерства.
В системе упражнений школы содержится набор упражнений базовой техники. И хотя они довольно просты и легко могут надоесть в процессе тренировок, их необходимо упорно и тщательно отрабатывать. Как говорится, "чем прочнее и глубже фундамент, тем выше башня". Поэтому именно в самом начале, при отработке техники рук, техники ног, внешних упражнений, техники перемещения, если ученик не проявит должного старания, трудно надеяться на дальнейший успех.
Чтобы добиться результатов в преподавании и тренировках, школа Нят-нам берет за основу древние методологические способы, которые будут изложены ниже.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Сначала закали волю и дух, потом учись мастерству.
В нашей школе из поколения в поколение ученики передают друг другу один рассказ:
"Попросились как-то десять юношей в ученики к одному мастеру боевых искусств. Но проходит три года, а учитель словно и не думает о них. Кое-кто из наиболее нетерпеливых вскоре покинули мастера. Через некоторое время еще несколько ребят последовали их примеру. В конце концов остался один единственный парень, который, не считаясь со временем, с утра до поздней ночи гнул спину на работе по дому.
Однажды вызывает мастер его к себе и спрашивает:
- Ну, а почему ты не уходишь?
- Учитель, я решил учиться у Вас и хочу лишь одного - заниматься с Вами.
- Возвращайся домой, я не стану обучать тебя.
- Простите, учитель, но Вы не такой человек.
- Откуда тебе это известно?
- Об этом мне сказали Ваши повседневные дела.
- Ну что ж, тогда я рад, сынок!
- Я не понимаю, чему Вы радуетесь, учитель?
- Я рад потому, что ты успел усвоить три первых, самых трудных из моих предметов.
С той поры мастер стал посвящать ученика в секреты боевого искусства".
Рассказ прост, но только после долгих раздумий я понял, что этими тремя предметами были: ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА и НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.
Когда мастера далекого прошлого заставляли новичков по два - три года прислуживать им по дому, это было отнюдь не желанием воспользоваться даровым трудом. Таким образом происходил отбор кандидатов, проверка их качеств. Ведь недаром гласит древняя мудрость: "Огонь испытывает золото, а трудности - человека".
Чтобы достичь мастерства, необходимо пройти суровые испытания и столкнуться с большими трудностями. Поэтому школа Нят-нам вначале воспитывает человека, а лишь потом учит его мастерству. Это один из ее основополагающих принципов, ибо всегда и везде известно, что "воспитанный" - значит "образованный", хотя "образованный" еще не значит "воспитанный".
Сначала научись сознавать, потом - действовать.
Этот подход в обучении искусству борьбы во многом сходен с принципом "сознание рождает действие", но в способе тренировки мастерства носит еще более глубокий смысл.
"Рассказывают, жил когда-то мастер боевых искусств, имя которого было известно по всей округе. Только методы обучения у него были настолько необычны, что мало кто мог пройти курс обучения. Но вот приходит однажды к старику какой-то худенький паренек и просится в школу, обещая послушно выполнять любые требования учителя.
Однако, уже в первые дни видит ученик, как время от времени появляется учитель с палкой и молча бьет его по заду. Считая, что ему попало за какую-то оплошность, парень, несмотря на боль, покорно сносит побои. Но с каждым разом удары становятся все больнее, причем теперь достается не только заду, но и плечам, и спине, и рукам, и даже голове. Не в силах больше сносить побои, ученик стал изо всех сил стараться не пропустить момент появления учителя и избежать, по возможности, его грозной палки. И странно, каждый раз, когда удары не достигали цели, учитель не только не ругался, а вроде бы даже оставался доволен, словно поощряя ученика в его усилиях.
Спустя год учитель изменил тактику: теперь он стал наносить удары то сверху, то снизу, то справа, то слева, то открыто, то внезапно из-за укрытия. Не давая несчастному ученику ни минуты покоя, он бил его и во время работы, и за едой, и в минуты отдыха. Между ними словно возникла незримая нить, связавшая учителя и ученика, они как бы условились играть в какую-то таинственную игру.Вынужденный находиться в постоянном страхе, в постоянной готовности избежать ударов, когда все нервы и мышцы напряжены до предела и готовы к действию, ученик постепенно приобрел удивительную способность предугадывать появление старика, предчувствовать его агрессивные намерения. Он так наловчился избегать ударов, что уже с закрытыми глазами, лишь по легком колебанию воздуха догадывался о приближении учителя и успевал уклониться от вездесущей палки.
Спустя пять лет чувствительность ученика сделалась поистине фантастической. Да и самому ему уже нравилась эта странная игра. Только теперь, как бы бросив вызов, старик стал гоняться за парнем буквально повсюду, стремясь во что бы то ни стало достать его своей палкой. Однако все было напрасно.
И вот однажды ранней осенью, вечером, когда на небе взошла полная светлая луна, старик прислал за учеником, пригласив его в свою келью, куда тот не смел даже заглядывать. Ученик шел, обуреваемый волнением, полный приятных мыслей: "Видно, после стольких лет моего смирения и терпеливой службы учитель поверил мне, полюбил и хочет, наконец, передать секреты своего мастерства". Войдя в келью, ученик опустился на колено, склонившись в приветственном поклоне, а когда поднял голову, увидел учителя, облаченного в торжественные одежды. От горшочка с воткнутыми в песок благовонными палочками плыли клубы ароматного дыма. Подняв с земли ученика, старик заговорил дрогнувшим от волнения голосом.
- Сын мой, собирайся в дорогу. Завтра ты покинешь эти горы, уйдешь отсюда навсегда. Этим вечером мы должны проститься с тобой.
Ученик в смятении пал на колени перед стариком.
- Учитель! Скажите, чем провинился Ваш сын, за что Вы прогоняете его?
- Нет, сынок, ты не совершил ничего плохого. Просто ты изучил все, что я могу тебе передать, - мягко ответил старый мастер после минуты молчания.
- Но, учитель, ведь я еще не приступал к занятиям!
- Мастером в нашем деле считается тот, кто овладел искусством защиты, умением избегать ударов. И уж если даже мне не удается достать тебя палкой, то кто, скажи мне, может сравниться с тобой?".
В рассказе этом есть, конечно, некоторая натяжка, но по духу он хорошо передает смысл бесспорной истины: в боевом искусстве нет ничего, чем бы не смог овладеть каждый, кто обладает упорством и будет обдуманно, систематически работать над собой.
Чтобы защищаться, надо хорошо понимать атаку.
Основным принципом школы Нят-нам в защите является "активная защита". Этот подход в тактике защиты основан на анализе психического состояния атакующего, тех ошибок, которые он невольно допускает в той или иной ситуации. В таком понимании приёмы защиты построены с учетом специфики школы, обеспечивая как высокую безопасность, так и эффективность в контратаке.
Все тактические методы, такие, как "уход для контратаки", "принятие удара для контратаки" и т.д. основаны на понимании принципа, отраженного в заглавии метода. Его применение напоминает ситуацию которую попадает охотник, стреляющий в упор крупную дичь. Если он промахнется или только заденет жертву, зверь бросится на охотника и ему уже будет трудно сохранить свою жизнь.Тактика активной защиты против атаки или, говоря иными словами "опережающей контратаки", необходима для того, чтобы ударами в открытые места расстроить замыслы противника в тот момент, когда они только зарождаются, когда противник готовит или только начинает удар.
Чтобы атаковать, надо уметь хорошо защищаться.
Метод атаки, которая выражается таким образом, на первый взгляд кажется непонятным и противоречивым, однако имеет глубокий смысл, отражая правило борьбы: "прежде чем атаковать, обеспечь собственную безопасность", "хорошо держись перед атакой", "в атаке не забудь о защите".